The Ravenna mosaic company

Мозаичное дело в США. Равеннская мозаичная компания

В 1923 г. компания Пуль и Вагнер командирует одного из своих сотрудников – Пауля Хайдака (Paul Heuduck) в Америку для организации мозаичного дела в созданной компанией Пуль и Вагнер и Студией художественного стекла Эмиля Фрея (Emil Frei) дочерней организации – Равеннской мозаичной компании.

Мозаики собора Св. Людовика в Сент-Луисе

Компания была образована для организации работ над мозаиками построенного в г. Сент-Луис, шт. Миссури и освященного в 1914 г. кафедрального собора Св. Людовика. Первоначально сам набор осуществлялся в Германии, а задачей Равеннской компании был только монтаж мозаик; впоследствии компания стала осуществлять весь процесс создания мозаик.

The Ravenna mosaic company

Работа над мозаиками собора Св. Людовика в Сент-Луисе началась еще в 1912 г. и производилась Студией Тиффани (Tiffany Studios) включая эскизную часть. Студией были выполнены мозаики часовен и главной алтарной стены.

Дальнейшую работу над мозаиками для собора продолжила Равеннская мозаичная компания. Мозаики основного объема храма выполнялись по эскизам Альберта Эркена (по другой информации, автор эскизов – John von Wicht). Мозаики нартекса (входного вестибюля) церкви изображают земную жизнь короля Людовика IX, заднего купола – события истории архиепископии. Мозаики главного купола, набранные по эскизам Яна Генриха де Розена (Jan Henryk de Rosen) изображают различные сцены Ветхого и Нового Завета.

Мозаичное дело в США. Равеннская мозаичная компания. Мозаика Разумность, пробуждающая человечество, Рокфеллер-центр. Нью-Йорк. 1933.
Здание Рокфеллер-центра, мозаика «Разумность, пробуждающая человечество», Рокфеллер-центр. Нью-Йорк. 1933.

The Ravenna mosaic company

Под руководством Гердта Вагнера компания открывает офисы в Сент-Луисе и Нью-Йорке. В Нью-Йорке расположены большинство ранних заказов Равеннской компании, включая настенное мозаичное панно Рокфеллер-центра.

Работа мозаичной компании над мозаичным панно для Рокфеллер-центра

Работа над мозаичным панно для фасада Рокфеллер-центра по эскизу Барри Фолкнера была окончена мастерской к 1933 г.

Панно представляет собой аллегорическое изображение Мысли как Бога, спасающего человечество от безразличия, бедности, жестокости и страха. В центре фигура Мысли, рождающей знание, по законам которого происходит все в мире. По обе стороны от нее фигуры ангелов, символизирующие Слово написанное и Слово изреченное. По краям мозаики – огни преисподней, в которых сгорают купоросно-зеленые демоны невежества. На краю ямы преисподней – две пары рабочих, к которым летят крылатые серафимы, олицетворяющие явления, просвещающие цивилизацию: историю, религию, театр, спорт, политику, философию, гигиену, общественность.

Мозаичные работы для религиозных учреждений

Три из крупнейших нью-йоркских заказов: мозаики церкви св. Варфоломея, Храма (синагоги) Эмману-Эль и Кредитной компании Ирвинга (позднее – The Bank of New York) были выполнены по эскизам и в сотрудничестве с известной художницей-монументалисткой Хилдрет Мейре. Она же выполнила ряд эскизов мозаик собора св. Людовика.

Мозаичное дело в США. Равеннская мозаичная компания. Бытие. Мозаика нартекса церкви Св. Варфоломея. Нью-Йорк.
«Бытие». Мозаика нартекса церкви Св. Варфоломея. Нью-Йорк.

Мозаики нартекса церкви св. Варфоломея, расположенные в 5 кресчатых сводах вестибюля изображают 6 дней творения, описанных в книге Бытие.

«Мозаичное дело в США. Равеннская мозаичная компания. Бытие, 6 день творения. Мозаика нартекса церкви Св. Варфоломея.
«Бытие, 6 день творения». Мозаика нартекса церкви Св. Варфоломея.

Мозаичное дело в США. Равеннская мозаичная компания. Синагога Эмману Эль. Мозаичные декоры главной арки, декор кафедры.
Синагога Эмману Эль. Мозаичные декоры главной арки, декор кафедры.

Почему мозаичная компания получила название «Равеннская»?

Название «Равеннская» компания получила для того, чтобы вызывать ассоциации с итальянским городом Равенна, уникальным своими сохранившимися до сих пор почти в первозданном виде памятниками раннехристианской архитектуры, интерьеры которых почти сплошь отделаны мозаикой. Равенна – своего рода «мекка» мозаичистов. Это рекламный ход: никакого действительного отношения ни немецкая фирма «Пуль и Вагнер», ни американская «Равеннская» компания, ни к Равенне, ни вообще к Италии, разумеется, не имела.

Мозаика собора Св. Людовика

Католический кафедральный собор Св. Людовика построен в честь святого покровителя города Людовика IX, короля Франции. Замечателен своей мозаикой, крупнейшей в США и одной из крупнейших в мире (общая площадь 7000 кв. м). Работы над мозаиками велись с перерывами 76 лет (1912–1988).

Работа над мозаичным декором Красной комнаты в офисе The Bank of New York.

Вершиной плодотворного сотрудничества Равеннской компании и Хилдрет Мейре считается работа над мозаичным декором т.н. «Красной комнаты» в офисе The Bank of New York (Wall st., 1).

Выполненные в начале 1930–х, в условиях обрушенного фондового рынка и предстоящей Великой депрессии, мозаики «красной комнаты», тем не менее, выглядят как гимн мощи и силе финансовых корпораций: они отражают дух 1920–х гг. – агрессивный, уверенный, вездесущий и пронизанный убеждением Генри Форда: «история – это койка».

Абсолютная абстракция: отсутствие каких-либо фигуративных или просто конкретных изображений должно было означать то, что банковская и биржевая система – самодостаточная и самовоспроизводящаяся сила: ей не нужен герой, пример, никакая внешняя цель, смысл или образ.

Мозаичное дело в США. Равеннская мозаичная компания. Красная комната. The Bank of New York.
«Красная комната». The Bank of New York.

Мозаичное дело в США. Равеннская мозаичная компания. The Bank of New York. Red room. Details.
The Bank of New York. Red room. Details.

Вся поверхность стен и потолка словно опутана паутиной электрических разрядов желтого золота на красном фоне, варьирующем от бордо до оранжевого.

В оформлении «красной комнаты» были использован особый эффект мозаики из смальты: тессеры разных размеров (до 2–3 дюймов), разных форм и толщин – все это создавало дополнительный эффект фактурной «вибрации» пространства.

Мозаика «красной комнаты» The Bank of New York – случай, где удачны были все составляющие: идеология, дизайн и ремесленное искусство.

В 1929 или 1930 Эмиль Фрей, владелец Студии художественного стекла, разрывает отношения с Равеннской мозаичной компанией, а в 1937, после возвращения Гердта Вагнера в Германию, где тот становится высокопоставленным нацистским функционером, Пауль Хайдак и его сын Арно, пришедший в компанию в 1935, выкупают активы компании и становятся ее учредителями и руководителями.

Из интервью Генри Форда Chicago Tribune 25 мая 1916 г.: «Я не знаю, пытался Наполеон или нет прийти сюда и меня это не заботит. Я не знаю истории и не дам никеля за всю историю в мире. Это ничто для меня. История это более или менее койка. Это традиция. Мы не хотим традиции. Мы хотим жить в настоящем и единственная история, которая стоит ломаного гроша, это та история, которую делаем мы сегодня».
В 1938 г. компания совместно с художником Банселем ла Фаргом работает над мозаичным панно для одной из часовен собора св. Матфея в Вашингтоне.

Наряду с продолжением сотрудничества компании с художницей Хилдрет Мейре в работе над отделкой храма св. Людовика, Равеннская компания работает с другими художниками-монументалистами того времени. Один из них – Винольд Рэйсс.

Мозаика в стиле ар-деко для железнодорожного вокзала в Цинциннати

Компания набирает мозаичные панно для одного из амбициознейших объектов в стиле ар-деко – железнодорожного вокзала в Цинциннати, шт. Огайо.

Мозаичное дело в США. Равеннская мозаичная компания. The Ravenna mosaic company

В отделке интерьера железнодорожного терминала в Цинциннати была применена техника, которую Хайдак называл «силуэтной мозаикой». Суть ее в том, что мозаикой выкладывались только фигуративные изображения, а фоны заполнялись цветной штукатуркой.

Мозаичное дело в США. Равеннская мозаичная компания. The Ravenna mosaic company

Как сказали бы сейчас, это – «антикризисная» техника. Ее пробовали и в СССР, она применялась и в Германии, «материнской» компанией Пуля и Вагнера, где появилась в условиях нестабильной экономической ситуации, сложившейся вследствие поражения в Первой войне и революции в Германии, для удешевления стоимости мозаичных паннои большей их доступности заказчикам. В данном случае американская экономика также переживала сложнейшие времена кризиса и Великой депрессии – что также отразилось на выборе в пользу этой техники.

Кроме того, разумеется, «силуэтная» техника создает свой особенный декоративный эффект: за счет разницы фактур, мозаичные изображения выделяются на стене, смотрятся более выразительно.

Железнодорожный терминал в Цинциннати был украшен четырьмя мозаичными панно, выполненных Равеннской мозаичной компанией по эскизам Винольда Рэйсса. На двух из них изображены сцены крестьянской жизни края, на южной стене здания – история края от времени колонистов до современной жизни американского мегаполиса. На северной стене Рэйсс показал историю города Цинциннати: от маленького городка на берегу реки Огайо до индустриального центра – родины многих крупнейших американских, а впоследствии транснациональных корпораций, которым были отведены специальные мозаичные панели.

Кафедральный собор Св. Матфея в Вашингтоне – ближайший к Белому дому католический храм. Поскольку апостол Матфей был сборщиком податей, т.е. государственным служащим, храм традиционно считается «профессиональным» храмом чиновников госаппарата США. В нем проводились прощальные мессы по многим руководителям государства, в т.ч. прощальная панихида по Д. Кеннеди 25 ноября 1963 г.
Рэйсс развивал национально-этническое направление в рамках культуры модерн. Как и Хайдак, он был немец, сын успешного портретиста Фрица Рэйсса. Закончил Академию изящных искусств в Мюнхене, где учился вместе с Францем фон Штуком, впоследствии одним из ярких представителей югендстиля, одним из тех, кто предложил обратиться к традиционным национальным мотивам. Рэйсс, под влиянием книг Карла Мая и Джеймса Фенимора Купера, уезжает жить и работать в Америку. Там он не находит того предмета для своего вдохновения, что искал, однако испытывает сильнейшее влияние революции 1921 г. в Мексике с одной стороны и виднейших мексиканских монументалистов того времени: Хосе Ороско, Диего Риверы и Давида Сикейроса – с другой. Это окончательно утверждает Рэйсса в верности избранного им некогда направления – интереса к этнике, региональным особенностям культур и субкультуре рабочего класса. Рэйсс, сделав центром своего внимания повседневную жизнь обычного человека, однако, не унаследовал левых политических взглядов мексиканских мюралистов.
Великая депрессия, последующая война и ориентация экономики США на военные нужды свели деятельность компании к нулю: Арно работал на военном заводе, затем был призван в ВВС США, где прослужил до 1946 г.

После войны компания начинает сотрудничать еще с одним художником-монументалистом – Ричардом Хейнсом.

1950-1960–е гг. – период процветания Равеннской мозаичной компании.

материал предоставлен сайтом www.gudmosaic.ru


© 2013– ООО «АРТМОНУМЕНТ»
Все права защищены
Адрес
Санкт-Петербург, 8-я Советская, д. 7

Дизайн и разработка сайта — tachkin.art