Студия мозаики Ватикана

Организация студии мозаики Ватикана связана со строительством собора св. Петра – церемониального центра католической церкви. По желанию папы Юлия II новый храм, который должен был заменить старую базилику Константина обязан превзойти все храмы мира. Поэтому, над храмом работали лучшие мастера своего времени, применялись лучшие материалы; бюджет был не ограничен.

Студия мозаики Ватикана

Несмотря на то, что и в западном и в восточном христианстве к тому времени уже окончательно закрепилась традиция к украшению интерьера храмов фресковой росписью, внутреннюю отделку стен и сводов храма предполагалось сделать мозаичной: этому соответствовала и сама задумка храма как главного в мире и то, что крупнейший и роскошнейший христианский храм – собор св. Софии в Константинополе-Стамбуле, уже превращенный к тому времени в мечеть, был украшен мозаиками, а ему, да и собору св. Марка в Венеции, нужно было соответствовать, и то, что старая базилика была отделана мозаикой – все говорило в пользу этого материала.

Студия мозаики Ватикана

Мозаика в капеллах

Первым помещением, где предполагалось произвести первую пробную отделку мозаикой, была капелла, где предполагалось захоронение папы Григория XIII.
Мастера под руководством Джованни Гапей да Керсо приглашенные папой из Венеции, приступили к мозаикам капеллы в 1578 г. Они набирают мозаики по эскизам Джиролано Муциано. Их работа получает всеобщее одобрение и мозаичная отделка храма продолжается.

Студия мозаики Ватикана
Предстояла отделка капеллы Климента VIII, увенчанной большим куполом храма, спроектированным Микеланджело. Работы начались в 1598 г. по эскизам и под руководством Джузеппе Чезари, известном как кавалер Д’Арпино.

В мозаичном украшении различных капелл храма участвуют известные художники своего времени: Джованни Ланфранко, Андреа Сакки, Джованни Франческо Романелли, Гвидо Убальдо Аббатини, Карло Маратта, Чиро Ферри, Марк Антонио Фанческини, Николо Риччолини, Франческо Тревисани. Украшение собора было в основном закончено только к сер. XVII века.

Особенности мозаичного искусства Ватикана

Оригиналами для мозаичных изображений были живописные реалистические картины. Развитие реализма происходило в направлении, противоположном условному христианскому искусству иконописи, когда-то общему и западному и восточному христианству с ориентацией на античные реалистические образцы, прежде всего скульптурные.

Студия мозаики Ватикана
Это направление, в котором шли художники на протяжении нескольких веков, достигшее своей вершины в работах т.н. титанов Высокого Возрождения: Леонардо, Микеланджело и Рафаэля. Впоследствии оно стало господствующим в Европе и России и известно как «академическое» направление.

Поскольку, реализм тогда считался вершиной искусства, то и мозаика должна была быть максимальной заменой живописи, быть «не хуже» ее. Естественная условность материала, являющаяся его оригинальной спецификой и преимуществом, считалась недостатком, который было необходимо преодолевать.

Таким образом, мозаики базилики св. Петра сформировали свой эталон мозаичного искусства, просуществовавший до конца XIX века.

Развитие мозаичного дела в Ватикане

Дальнейшие работы шли в направлении получения оттенков смальты, иконы из которой были бы абсолютно неотличимы от масляной живописи, что к нач. XVIII в. было удачно реализовано Алессио Маттиоли.

К XVIII веку относится и начало организационного оформления мозаичного дела в Ватикане. Папа Климент XI предоставил мастеру Филиппо Кокки помещение под рабочую и учебную студию.

Однако, дело не шло до тех пор, когда папа Бенедикт XIII в 1727 г. не учредил Мастерскую мозаики Ватикана под руководством Пьетро-Паоло Кристофари.

Студия мозаики Ватикана. Что такое микромозаика?

Новым направлением развития мастерской стала микромозаика.

Микромозаика применялась для украшения различных предметов: табакерок, шкатулок, ваз, столиков, бюро и быстро стала популярной среди аристократии, церковных иерархов, дипломатов, богатых путешественников, монархов, совершавших официальные визиты.

Мозаичисты Ватикана не только возродили мозаичную традицию и поддерживали ее: благодаря им мозаикой заинтересовались в других городах и странах.

В какой-то степени ватиканские мозаики вдохновили Ломоносова на собственные исследования и работы в этой области.

В начале XIX века появляются мозаичные мастерские в Неаполе, Милане и Париже.

В 1845 г. во время визита императора Николая I в Ватикан он был так поражен его мозаиками, что решил заменить фресковую живопись Исаакиевского собора на мозаику.

материал предоставлен сайтом www.gudmosaic.ru


© 2013– ООО «АРТМОНУМЕНТ»
Все права защищены
Адрес
Санкт-Петербург, 8-я Советская, д. 7

Дизайн и разработка сайта — tachkin.art