Несомненно, Фроловы были русской династией, наиболее преуспевшей в мозаичном деле. Однако, в то же время в России существовали и другие, мелкие и малоизвестные мастерские и мастера по мозаике.
Ряд мозаик был выполнен художником-мозаичистом А. И. Сиверсом. Известно, что в 1870–е гг. им были выполнены мозаики для Спасского собора в Чернигове и для собора в Костроме.
В 1880–е гг. в Москве появляется частная мастерская Фартусова, просуществовавшая до начала 20 века. Мастерская занималась преимущественно изготовлением икон для храмов и надгробных памятников.
Так, им были изготовлены мозаичные иконы для иконостасов собора Покрова пресвятой Богородицы в Брянске, собора св. Пантелеймона в Инкермане, церкви Ржевской божией матери у Пречистенских ворот в Москве – ни одна из них не сохранилась.
Известно также о существовании c 1860–х гг. мозаичной мастерской при женском Серафимо-Понетаевском монастыре Нижегородской губернии.
Некоторые из послушниц монастыря, в том числе его игуменья Евпраксия (Занятова) в 1850–е гг. обучались иконописному и мозаичному искусству в мастерских Академии художеств в Петербурге.
Мозаика Понетаевской мастерской.
О характере их работ можно судить по трем сохранившимся станковым мозаичным иконам – Николая Чудотворца и царицы Александры, подаренными Николаю II и его супруге в 1896 г. после коронации и Божьей матери «Умиление», вывезенной из монастыря после его закрытия в 1925 г.
Во Пскове, при художественно-промышленной школе им. Н. Ф. Фан-дер-Флита, также существовала мозаичная мастерская.
Попытки организации мозаичных студий предпринимались также в Петербурге художниками М. И. Зощенко (отцом писателя Михаила Зощенко, о нем см. в абзаце о музее Суворова) и Н. Е. Масленниковым, скульптором Н. А. Поповым и архитектором И. П. Володихиным.
Однако, подлинное доверие заказчиков завоевали только две мозаичные мастерские – государственная Академия художеств и частная мастерская Фроловых.
Они имели разную специфику, в том числе и в технологии набора: если мастерская Академии практиковала старый римский способ, то Фроловы – более быстрый и, соответственно, более коммерчески выгодный, венецианский способ Сальвиати.
Поэтому очень быстро имя Фроловых стало главным русским мозаичным брендом.
материал предоставлен сайтом www.gudmosaic.ru