Старый римский способ мозаичного набора перестал устраивать и русских мозаичистов: в 1888 Академия художеств командирует А. А. Фролова (сына А. Н. Фролова, мозаичиста Академии художеств), А. Вереченко, и И. Вершинина в Венецию, перенимать опыт у мастерской Сальвиати. Они также посещают Париж, где к тому времени венецианским способом уже работали несколько мастерских; этим способом была выполнена мозаичная отделка интерьеров Парижской Большой оперы. Обобщенный Фроловым зарубежный опыт вылился в его проект реорганизации мозаичного дела, который, однако, не был принят Академией. Тогда, в 1890 г. он открывает свою собственную студию мозаики; сначала она существует в доме постройки петровских времен на Кадетской линии, 13.
Первая мастерская Фроловых.
Первой работой А. А. Фролова был мозаичный фриз-вывеска для фасада здания Общества взаимного кредита в Петербурге. Под его руководством студия изготовляет также фриз-вывеску для фасада здания Общества поощрения художеств, храма и часовни в Борках, церкви Богоявления на Гутуевском острове, ряд икон из мозаики.
Фасад здания Общества взаимного кредита. Наб. канала Грибоедова, 13.
Фасад здания Общества поощрения художеств. Б. Морская, 38.
Фроловы изготавливают три иконы над входами Верхних торговых рядов в Москве (так до 1953 г. назывался известный всем ГУМ): Спаса Нерукотворного – со стороны Красной площади, Казанской Божией матери – со стороны Никольской улицы и Николая чудотворца над входом 2-й линии торговых рядов.
Мозаичная икона на фасаде ГУМа.
В 1890-е гг. мастерской был выполнен мозаичный герб Нижегородской губернии для Нижегородского историко-художественного музея и мозаичная икона для склепа купцов Рукавишниковых на Крестовоздвиженском кладбище (рядом с совр. пл. Лядова) в Нижнем Новгороде, мозаичное панно для надгробного памятника композитору А. П. Бородину в Александро-Невской лавре.
Надгробие А. П. Бородина.
В 1895 г. был объявлен тендер на мозаичное украшение храма Спаса на Крови. В конкурсе участвовали мастерская Академии художеств, фирма Сальвиати, итальянская же Sochietta Muziva Veneziana и мастерская Фролова. Итальянцы не устроили организаторов конкурса качеством своей смальты, мозаичная мастерская Академии художеств – сроками и расценками: конкурс выигрывает мозаичная студия Фролова.
В создании эскизов для мозаик храма участвовали более 30 художников, среди них: В. М. Васнецов, А. П. Рябушкин, Н. Н. Харламов, В. В. Беляев, Н. А. Бруни, М. В. Нестеров и др.
Станковые мозаики для иконостаса собора Спаса на Крови были выполнены мозаичной мастерской Академии художеств.
В 1890-е гг. появляется первые рекламные объявления мозаичной студии Фроловых. Из их текста можно понять, как позиционировалась студия мозаики рубежа 19–20 вв.: «Мозаичная мастерская архитектора Фролова. Исполняет мозаичные портреты, картины, иконы, престолы, иконостасы, фризы, арки, паруса, панно, кессоны, надписи, покрытия куполов и шпилей, фасады магазинов и пр. Быстро, прочно, дешево, изящно».
В 1897 г. 36-летний А. А. Фролов умирает, во главе мастерской становится его брат Владимир (1874–1942). Мастерская переезжает в особняк Фроловых на углу 22 линии и Большого проспекта.
Доходный дом Фроловых.
В 1895–00 гг. в Ревеле (ныне – Таллин, Эстония) архитектором М. Т. Преображенским строится храм св. блгв. кн. Александра Невского. Мастерская Фроловых изготавливает мозаичные панно для его фасадов.
Собор Александра Невского в Таллине. Фасадные мозаики – мастерская Фроловых.
В 1901 году был освящен храм Св. Троицы в Буэнос-Айресе (Аргентина). Мозаика для фасада с изображением Троицы выполнена мастерской Фролова по эскизу А. П. Рябушкина и пожертвована в пользу храма.
Храм св. Троицы в Буэнос-Айресе
К 1903 г. мастерская Фролова выполняет императорский заказ по созданию мозаик по эскизам М. В. Васнецова для интерьера и фасадов собора св. Марии Магдалины в Дармштадте.
Мозаика крыльца ц. св. Марии Магдалины. Дармштадт. 1903 г. Мастерская Фролова.
Мозаика алтарной апсиды ц. св. Марии Магдалины. Мастерская Фролова.
В 1904 г. мастерская Фроловых выполняет надвратную икону для Успенского собора в монастыре в честь иконы «Отрада и утешение» в подмосковном селе Добрыниха.
Икона «Отрада и утешение» в с. Добрыниха.
Среди за казчиков мастерской Фроловых – Ю. С. Нечаев-Мальцев, владелец имения Гусь во Владимирской губернии – хрустальной столицы России. Будучи одним из основных жертвователей при создании Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина) он приобрел две мозаичные картины – копии настенных мозаик собора св. Марка в Венеции. Кроме того, в самом Гусе он строит огромный храм Св. Георгия. Его основное украшение составили четыре картины Васнецова и мозаика, созданная Фроловым по васнецовскому же эскизу: «О Тебе радуется, Благодатная».
Мозаика «О Тебе радуется, Благодатная». Гусь-Хрустальный. 1902 г. Мастерская Фролова.
С начала 20 в. стиль модерн начинает в полную силу вступать в свои декоративные права, что отражается и на искусстве мозаики: если ранее в Европе, начиная с крещения народов, и на многие века оно было преимущественно религиозным искусством, то теперь оно входит и в светскую жизнь. Будучи материалом долговечным, мозаика широко используется для декорирования фасадов зданий: частных, доходных домов, общественных сооружений или зданий торгово-производственного назначения.
Хозяина Гусевской хрустальной фабрики Нечаева-Мальцева часто спрашивали, почему он не пожалел колоссальных средств для украшения фабричной и сельской церквей в глуши Владимирской губернии. «А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь…» – отвечал Нечаев-Мальцев.
Орвието – город в юго-западной части обл. Умбрия (Италия). Его главная достопримечательность – кафедральный собор, один из величайших итальянских памятников. Это трехсводчатое сооружение, начатое в 1290 г. и строившееся почти три столетия: основа его построена в романском стиле, но главным художественным достоинством является его великолепный готический фасад, украшенный золотыми мозаичными панно. Среди мастеров, в разное время работавших над созданием этого сооружения, были: Арнольфо ди Камбио, Фра Бевиганте из Перуджи, Лоренцо Майтани и др.
В 1901–04 гг. были выполнены мозаики на фасадах Государственного мемориального музея А. В. Суворова в Петербурге.
Музей А. В. Суворова. Петербург. Совр. вид.
На фасадах двух крыльев здания, отходящих от центральной башни – два мозаичных панно: «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» и «Отъезд Суворова из Кончанского»; в верхней части самой башни – фамильный герб Суворовых, выполненные по эскизам Н. А. Попова и А. Н. Шабунина.
Из ранних частных светских заказов мозаичной мастерской Фролова – мозаичный фриз особняка С. П. Рябушинского в Москве, выполненный по эскизу автора проекта особняка архитектора Ф. О. Шехтеля.
Мозаичный фриз особняка Рябушинского. Москва. 1902 г. Мастерская Фролова.
В то же время мастерская Фролова работает над другим подобным заказом в Петербурге – фризом для особняка Е. И. Набоковой.
Особняк Набоковых. Современный вид. С.-Петербург.
Мозаичный фриз на фасаде дома Набоковых. С.-Петербург. 1902. Мастерская Фролова.
В 1904 г. на фасаде здания Акционерного общества Зингер в России, построенного в Петербурге на Невском проспекте, 28 появляется вывеска из мозаики, выполненная студией Фролова.
В 1904–05 гг. мастерская Фролова работает над фризом для фасада доходного дома Н. Н. Лейхтенбергского, состоящего из 5 больших панно по эскизам С. Т. Шелкового.
Доходный дом Лейхтенбергского. С.-Петербург, ул. Б. Зеленина, 28. Общий вид.
Впервые фриз состоит не из привычных повторяющихся растительных орнаментов, но из различных по сюжету пейзажных композиций: поле, холмы, река, городские здания, завод с дымящимися трубами – разделенных стеклянными световыми коробами-фонарями. Тем не менее, все они, имея одну линию горизонта, складываются в целостную панораму. Также впервые мастерская использует столь крупные и разнообразные по конфигурации куски смальты: это, в сочетании с фактурностью смальты создает особый ритмический эффект.
В 1910 г. мастерской Фроловых были изготовлены мозаичные панно для фасада здания аптеки Пеля в Петербурге (7 линия В. О., 16–18): сами рекламные вывески аптеки над входом и окнами первого этажа здания и мозаичные гербы верхней части фасада: черный орел как знак победителя одной из выставок, малый герб Российской империи как обозначение поставщика императорского двора и фамильный герб Пелей.
Здание аптеки Пеля.
Фасадные панно аптеки Пеля. Мастерская Фролова.
К 1908 г. было завершено строительство Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости. По четырем сторонам фасада здания по эскизам Н. Н. Харламова мастерской Фролова были выполнены мозаичные медальоны: образ Спасителя над порталом царского подъезда и иконы Иверской, Казанской и Федоровской Божией матери по остальным сторонам здания.
Мастерской Фролова принадлежат и мозаики интерьера собора св. блгв. кн. Александра Невского в Варшаве (осв. 1912), выполненные по эскизам М. В. Васнецова.
Мозаики собора кн. Александра Невского. Старое фото. Мастерская Фролова.
Один из уцелевших фрагментов мозаик собора Александра Невского. Совр. фото.
Особой страницей работы, как мастерской Фроловых, так и истории искусства мозаики стало сотрудничество В. А. Фролова и Н. К. Рериха (1874–1947).
Мозаика фасада церкви Покрова Богородицы в Пархомовке (Украина). 1907 г. Мастерская Фролова.
Спас Нерукотворный. Мозаика придела Св. Виктора ц. Покрова Богородицы в Пархомовке. Мастерская Фролова.
По эскизам Рериха мастерская Фролова изготавливает мозаики для фасадов церкви Св. Ап. Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах: «Спас со святыми», «Борис и глеб», «Архистратиг Михаил» (не сохранились), Покрова Богородицы в Пархомовке (Украина), Троицкого собора Почаевской лавры (Украина, Тернопольская обл.), церкви Св. Духа во Флёнове (Талашкине, Смоленская обл).
Мозаика ц. Св. Духа во Флёнове (Талашкине). 1910 г. Мастерская Фролова.
Спас нерукотворный. Мозаика Троицкого собора Почаевской лавры. 1912 г. Мастерская Фролова.
Образ Почаевской иконы Божией Матери. Мастерская Фролова.
Сохранилась станковая мозаика, выполненная Фроловым по эскизу Рериха «Бой».
Мозика «Бой». Эскиз Рериха.
По эскизу Рериха мастерская Фролова изготавливает также мозаику для надгробного памятника художнику-пейзажисту А. Куинджи (1841/2–1910). Здесь использован один из важных для творчества Рериха символов – образ Древа жизни.
Мозаика Древо жизни на надгробии А. Куинджи. 1913 г. С.-Петербург. Мастерская Фролова.
В 1911 году мастерская Фроловых изготовила интерьерную мозаику для усыпальницы Прохоровых на Новодевичьем кладбище; в то же время мастерской была изготовлено мозаичное панно для внутреннего убранства усыпальницы Эрлангеров на Введенском кладбище в московских Сокольниках. Архитектором склепа выступил Ф. О. Шехтель, эскиз для мозаики был выполнен К. С. Петровым-Водкиным.
На панно изображен Христос в образе сеятеля – Антон Эрлангер при жизни был одним из крупнейших мукомолов России.
Склеп Эрлангеров. Общий вид, Мозаика внутри склепа Эрлангеров. Мастерская Фроловых.
Мастерской Фроловых принадлежит также мозаика по мотивам картины А. Беклина «Остров мертвых» для надгробного памятника-колоннады на могиле Георга Лиона и А. И. Рожновой, выполненное мастерской Роб. Гвиди в 1910-х гг., которая находится на том же Введенском кладбище.
А. Бёклин. Остров мертвых.
Мозаика «Остров мертвых».
Мозаика «Остров мертвых».
В 1895–96 гг. в Царском селе (ныне – г. Пушкин) размещается Сводный пехотный полк и императорский конвой. Возникла идея о создании на территории казарм архитектурного комплекса в стиле 17 в. – Феодоровского городка, доминантой которого должен был стать полковой храм Феодоровской иконы Божией матери. Храм был построен в 1910–12 гг. и имел несколько входов для разных категорий прихожан, которые могли проходить отдельно в места для них предназначенные. Над четырьмя из них мастерской Фролова по эскизам Н. С. Емельянова был выполнены мозаичные панно-иконы: Архангел Михаил, Феодоровская икона Божией Матери в окружении Ангелов и ликов святых, св. Серафим Саровский и св. Георгий Победоносец.
Феодоровский Государев собор. г. Пушкин.
Феодоровская икона Божией матери. Отреставрированная мозаика м. Фроловых.
В 1912 г. Мастерская Фролова по эскизам М. В. Нестерова набирает мозаичные иконы для фасада Покровского собора Марфо-Мариинской обители в Москве, построенного архитектором А. В. Щусевым.
Покровский собор Марфо-Мариинской обители. Арх. Щусев.
Спас Нерукотворный. Мозаика Покровского собора Марфо-Мариинской обители.
Плодотворно было сотрудничество мастерской Фролова с архитектором В. А. Косяковым (1862–1921) – автором проекта Морского собора в Кронштадте. Мастерская Фролова по эскизам Ф. Р. Райляна выполняет мозаичные панно для фасадов собора (1913 г).
Петр и Павел. Мозаика фасада Морского собора в Кронштадте. 1913 г. Мастерская Фролова.
В 1910–1914 гг. в г. Балаково (Саратовская губ.) старообрядческая община Белокриницкой иерархии строит храм Пресвятой Троицы. Заказчиком выступает купец-старообрядец А. Мальцев, проект выполнил арх. Шехтель, мастерская Фролова изготавливает мозаичные панно для фасадов церкви по эскизам И. О. Чирикова.
Троицкая церковь в г. Балаково. Арх. Шехтель.
Спас Нерукотворный. Случайно сохранившаяся мозаика Фролова.
Первая мировая война и революции подорвали процветающее мозаичное дело Фролова. В 20-е гг. в отсутствие заказов он дает уроки, реставрирует и даже собирает оркестр балалаечников. Однако, он вернется к своему призванию вскоре.
материал предоставлен сайтом www.gudmosaic.ru