Кратковременный восход искусства мозаики в России связан с гением Ломоносова. В его время в области мозаичного искусства в мире господствовали итальянские мастера много веков сохранявшие и развивавшие античное и византийское наследие. Технологии производства смальты – непрозрачного цветного стекла, известные итальянским мастерам, держались ими в секрете. Эта естественная итальянская «монополия» на мозаику была нарушена лишь во 2 пол 19 в., когда с развитием национальных рынков художественной промышленности начали появляться частные мозаичные мастерские во Франции и Германии.
Нерукотворный спас. Мозаика собственноручного набора Ломоносова. Начало 1750–х.
Сам Ломоносов был знаком с мозаикой по собору св. Софии в Киеве, а также по привезенной в 1746 г. из Италии мозаичной картине. Ломоносов решает сам заняться производством смальты.
Еще в 1742 г. он начинает хлопотать о создании химической лаборатории; к 1746 г. получает положительное решение Сената об ее строительстве и уже к 1750 г. были получены первые российские смальты.
К 1752 г., проведя почти 3 тысячи опытов по созданию смальт разных оттенков, Ломоносов был готов к созданию мозаичных панно и получает от Академии наук двух помощников – Матвея Васильева и Ефима Мельникова; в 1753 г. – разрешение на строительство «фабрики делания цветных стекол», которая открывается в деревне Усть-Рудица близ Петербурга на берегу Мойки.
К 1752 г. относится первая, набранная Ломоносовым собственноручно из полученных им смальт работа – икона Богородицы, подаренная императрице Елизавете по случаю ее именин. Известно то, что образ был составлен с «оригинала славного римского живописца Солимена, а всех составных кусков поставлено больше 4000, а для изготовления составов делано 2184 опыта в стеклянной печи».
Петр I. Мозаика ломоносовской мастерской. 1752–1753.
Сохранилась другая ранняя мозаика Ломоносова – образ Спаса Нерукотворного, подаренный им супруге графа П. И. Шувалова – придворного покровителя Ломоносова.
«Западники» 19 в. назовут Петра I «первым проявлением личности в русской истории», как в 20 в. его назовут «первым большевиком», видя в нем первого человека, сумевшего подняться над массой, над инерцией истории.
Сам Ломоносов был таким в еще большей степени: его явление было ответом петровским начинаниям, поэтому не удивительно то, что мозаичное дело Ломоносова было посвящено главным образом утверждению и увековечению национального дела Петра.
Уже в 1752–53 гг. под его руководством М. Васильевым и Е. Мельниковым был набран овальный портрет Петра I. К 1754 г. относится парадный погрудный портрет Петра, выполненный Ломоносовым собственноручно по эскизу Таннауэра, подаренный императрице Елизавете.
Мастерской Ломоносова принадлежит ряд мозаичных портретов его современников: Елизаветы Петровны (1758–60), П. И. Шувалова (1758), Екатерины II (1763). Образцами для мозаик часто служили живописные работы еще молодого тогда Ф. С. Рокотова.
Петр I. Мозаика собственноручного набора Ломоносова. Фрагмент. 1754.
Мозаика – несомненно, самый лучший материал для создания парадного портрета: ее яркость, декоративность не сравнимы ни с чем, ее свежесть вечна.
Осуществлением мечты Ломоносова – увековечения памяти Петра I в мозаике – должно было послужить воплощение проекта его надгробного памятника и серии мозаичных панно для усыпальницы императора в Петропавловском соборе. Подобную идею Ломоносов высказывает еще в 1757 г., однако, только в 1761 г. он получает финансирование.
Проект Ломоносова предполагал украшение стен собора двенадцатью мозаичными панно и мозаичный декорколонн. Две крупнейшие из картин: «Полтавская баталия» и «Взятие Азова» должны были размещаться по северной и южной стенам собора; в простенках между окнами были задуманы мозаики меньшего размера также на исторические сюжеты петровского времени – «Начало службы великого государя», «Избавление от стрельцов», «Начало строения флота», «История отъезда государя в чужие края», «Гангутская победа» и пр.
Осуществление проекта было рассчитано на шесть лет и начато в 1762 г. с картины «Полтавская баталия».
Александр Невский. Мозаика ломоносовской мастерской.
Нельзя однозначно назвать автора эскиза для панно: чаще всего называют К. Л. Христинека; так или иначе, уже у современников Ломоносова эскиз вызывал многочисленные нарекания за свои нестыковки, ему советовали «ради его чести не начинать мозаичную работу по этой жалкой картине».
Однако, работа состоялась и была закончена к январю 1765 г. В ней принимали участие семь помощников Ломоносова. Площадь мозаичного панно составила почти 30 м2 (4,81 х 6,44м), были использованы смальты пяти размеров общим количеством около 1300000 шт.
«Полтавская баталия» стала последней работой, созданной при участии Ломоносова – 4 апреля 1765 г. он умирает.
Скоро были забыты открытые им законы химии и физики, работы в области геологии. Была разорена и закрыта Усть-Рудицкая стекольная фабрика. Его ученики пытаются продолжить мозаичное дело: еще в 1769 г. они создают ряд станковых картин, интерьерных и прикладных работ, однако впоследствии мастерская, лишенная таланта ее создателя, прекращает свою деятельность.
Полтавская баталия. Мозаика ломоносовской мастерской. Фрагмент. 1765.
«Полтавскую баталию» постигла та же сиротская участь: по смерти Ломоносова она более двадцати лет оставалась в его мастерской на Мойке, затем была перемещена в батальную мастерскую Академии художеств; в сер. 19 в. иностранцы о ней писали как о картине «которую нам было бы интересно описать и которую мы не могли увидеть, потому что она завалена досками и мусором в одной из больших мастерских Академии»; в 1899 г. ее перемещают в «Общество поощрения художеств», где она простояла до 1925 г., когда советское правительство, наконец, установило ее на нынешнее место – парадную лестницу здания Академии наук.
материал предоставлен сайтом www.gudmosaic.ru