История мозаики Древнего Востока

Конусная мозаика

История мозаики Древнего Востока начинается несколько тысяч лет назад. Древнейшие в истории человечества мозаики относят к 2 половине 4 тысячелетия до н. э. Они использовались в дворцовой и храмовой отделке и найдены при раскопках многих шумерских городов Месопотамии, например Уруке, Уре, Эриду.

Мозаика Древнего Востока. Урук, Месопотамия, нач. 3 тыс. до н. э.
Урук, Месопотамия, нач. 3 тыс. до н. э.

Они составлялись из обожженных глиняных палочек-конусов длиной 8–10 см диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, черным и белым.

Использовались геометрические мотивы: розетки, треугольники, зигзаг.

Мозаика Древнего Востока. Урук, Месопотамия, нач. 3 тыс. до н. э.
Урук, Месопотамия, нач. 3 тыс. до н. э.

Мозаика с самого начала своей истории совмещала обе функции: декоративную и утилитарную – здесь конусная мозаика защищала несущие конструкции, сложенные из кирпича-сырца от влаги и выветривания.

История мозаики Древнего Востока. Штандарт из Ура

Так условно назван артефакт, найденный в одном из захоронений шумерского города Ур.
Предмет был сильно разрушен давлением почвы, существует лишь его реконструкция. Она представляет призму, на двух плоскостях которой выложены изображения. В качестве материала применены перламутровые раковины, известняк, лазурит.

Мозаика Древнего Востока. «Штандарт из Ура» 2600–2400 гг. до н. э.
«Штандарт из Ура» 2600–2400 гг. до н. э.

Мозаики, выложенные на двух его плоскостях известны как «война» и «мир»: на первой – изображения шумерской армии, повозок, поверженных врагов, воинов, обращенных к царю, стоящему в центре с копьем, на второй – сцены мира, крестьяне, несущие угощения для пира, сцены самого пира.

Мозаика Древнего Востока. «Штандарт из Ура» 2600–2400 гг. до н. э.
«Штандарт из Ура» 2600–2400 гг. до н. э.

Функции предмета непонятны: предполагают, что этот предмет, водруженный на древко, выполнял функции военного штандарта, по другой гипотезе – частью некоего музыкального инструмента.

Следует отметить особенности техники, в которой он выполнен: изображения здесь составлены из целых крупных кусков материала, вырезанных по контуру – это сближает ее с техникой opus sectile или позднейшей pietra dura (флорентийской мозаики) и инкрустации.

Мозаика из необработанной гальки или opus barbaricum

Гордион

Мощение пола речной галькой встречается на Крите со времен неолита и практиковалось как в эпоху Минойской, так и Микенской цивилизаций. К позднемикенской эпохе относятся первые попытки орнаментирования. Однако, затем в истории галечной отделки наступает перерыв.

Мозаика Древнего Востока. Гордион 8 в. до нэ. Прорисовка мозаичного пола.
Гордион, Мегарон 2, 8 в. до н. э. Прорисовка мозаичного пола.

Геометрически орнаментированные галечные полы 8 в. до н. э. встречаются в Ассирии и вост. Анатолии, однако, наиболее богатый памятник ранней галечной мозаики найден во время раскопок столицы Фригии – города Гордион.

Мозаика покрывала всю площадь пола в помещении 10х11 м, предположительно, храме.

История мозаики Древнего Востока. Гордион. 8 в до нэ Современное фото.
Гордион. 8 в. до н. э. В 1990–е гг. мозаики, были частично демонтированы и перевезены в музей. Современное фото.

В качестве материала использована необработанная речная галька темно-красного, синего и белого цвета с позднейшими вкраплениями желтого и серого.

Изображение лишено единого эскиза и представляет собой скорее «лоскутное одеяло», хаотично составленное буквально из обрывков геометрических орнаментов (свастика, колесо, шахматные клетки, ромб, меандр).

материал предоставлен сайтом www.gudmosaic.ru


© 2013– ООО «АРТМОНУМЕНТ»
Все права защищены
Адрес
Санкт-Петербург, 8-я Советская, д. 7

Дизайн и разработка сайта — tachkin.art