«И целого мира мало»: Пуль и Вагнер

Художественная мозаика Германии на рубеже веков

До 1890–х годов на немецком рынке художественной мозаики преобладала компания Сальвиати, однако, в 1889 году в Берлине, инженером Фридрихом Пулем и художником Августом Вагнером была основана фирма «Мозаичная компания Пуля и Вагнера», вскоре сама ставшая монополистом немецкого рынка художественной мозаики и витража.

Мозаичная компания Пуля и Вагнера: становление

После многочисленных опытов в стеклоделании ими было организовано собственное производство стекла.
Уже к 1896 г. число работников компании достигало 30–40 человек; для подготовки кадров компания привлекает специалистов-итальянцев. В 1904 г. компания строит новый стекольный завод. С самого начала своего существования компания получила поддержку имперской администрации, получая от нее большинство заказов. Одним из первых заказов компании была фасадная мозаика для портала Эммаусской церкви (Emmauskirche) в Берлине (1890–1893).

Мозаичная компания Пуля и Вагнера. Мозаика портала Эммаусской церкви
Мозаика портала Эммаусской церкви. Пуль и Вагнер.

В то же время (1891–1892) мастерская работает над светским заказом – мозаичным панно с аллегорическим изображением музы искусства для фасада Нового театра в Берлине.

Мозаичная компания Пуля и Вагнера. Панно для Нового театра в Берлине. Пуль и Вагнер.
Панно для Нового театра в Берлине. Пуль и Вагнер.

Мастерская много работает над заказами для культовых зданий: ими была изготовлена мозаика портала церкви Иммануила (Immanuelkirche, 1893), церкви Благодати (Gnadenkirche, 1891–1895), Новой Назаретской церкви (Neue Nazarethkirche, 1891–1893), Мемориальной церкви Кайзера Фридриха (1893–1895, разрушена), Церкви Спасителя в Иерусалиме (1893–1898), церкви Георгия (1898, разрушена).

Мозаичная компания Пуля и Вагнера. Мозаика портала ц. Иммануила. Берлин
Мозаика портала ц. Иммануила. Берлин. Пуль и Вагнер.

Особо стоит выделить мозаичное оформление интерьера Мемориальной церкви Кайзера Вильгельма в Берлине (1891–1895).

«И целого мира мало»: Пуль и Вагнер
Мозаика мемориальной церкви кайзера Вильгельма в Берлине. Пуль и Вагнер.
Мозаика мемориальной церкви кайзера Вильгельма в Берлине. Пуль и Вагнер.

Среди светских заказов этого времени – мозаика для фасада и атриума здания Верховного Суда земли Мекленбург-передняя Померания (1889–1893), а также одни из ранних в истории мозаики коммерческих рекламных панно, выполненные для ворот офиса компании «AEG» (Allgemeine Elektricitaets-Gesellschaft – «Общей электрической компании») в Берлине.

Мозаичная компания Пуля и Вагнера
Мозаичная компания Пуля и Вагнера

Международные заказы мозаичной компании «Пуль и Вагнер»

Компания «Пуль и Вагнер» выполнила множество заказов за пределами Германии, таким образом, приобретая международное значение. Среди работ «Пуль и Вагнер»: мозаика фонтана Абдулхамида (известного как «немецкий фонтан») в Стамбуле, мозаика алтарной части храма Христа Спасителя (Спас на водах) в Санкт-Петербурге, мозаика «Золотого зала» ратуши в Стокгольме, мозаика для христианского храма в Токио.

Мозаика купола «немецкого фонтана» в Стамбуле. Компания Пуль и Вагнер.
Мозаика купола «немецкого фонтана» в Стамбуле. Компания Пуль и Вагнер.

Храм Христа Спасителя в Петербурге. Старое фото.
Храм Христа Спасителя в Петербурге. Старое фото.

Мозаичное стекло

В 1905 г компания получает патент на изготовление «мозаичного стекла». Как и другие студии мозаики, компания выполняла мозаичные панно для надгробных памятников.

«И целого мира мало»: Пуль и Вагнер
Мозаичные панно для надгробий. Пуль и Вагнер.
Мозаичные панно для надгробий. Пуль и Вагнер.

В 1914 г. компания Пуль и Вагнер объединяется с компанией цветного стекла Готтфрида Хайнерсдорфа, занимавшейся производством витражей. Август Вагнер вытесняет своего старого партнера Фридриха Пуля и остается соучредителем вдвоем с Хайнерсдорфом. Хайнерсдорф становится коммерческим и арт-директором объединенной компании. Поскольку Хайнерсдорф работал с художниками-экспрессионистами, это переориентировало компанию с исторического материала, на котором она работала с начала своего основания на тогдашнее современное искусство.

I Мировая война привела компанию, ориентированную на государственные и церковные заказы, к угрозе банкротства. В 1916 г. Вагнер обращается за помощью к императору Вильгельму: тот, в свою очередь, отвечает «императорским письмом», где обращается к обществу с просьбой помочь компании. Компания была спасена благодаря Отто Больту – родственнику Хайнерсдорфа, ссудившему компании 800000 марок.

Равеннская мозаичная компания

В начале 1920–х гг. компания ориентируется на американский рынок. Мозаика стала необычайно востребована передовым и молодым американским обществом еще не знавшим войн и революций.

В 1923 г. совместно со студией Эмиля Фрея в США была образована Равеннская мозаичная компания с двумя отделениями в Сент-Луисе и Нью-Йорке.

Компания расширяет предложение новыми материалами и техническими приемами: для удешевления используется комбинированная или «силуэтная» техника, когда мозаикой выкладывается только фигуративная часть, а фоны отделываются декоративной штукатуркой. В качестве материала начинают использовать также натуральный камень.

«И целого мира мало»: Пуль и Вагнер
«И целого мира мало»: Пуль и Вагнер

Работа мозаичной компания «Пуль и Вагнер» в нацисткой Германии

Приход к власти в Германии нацистов принес компании Вагнера новые заказы.
«Золотой зал» стокгольмской ратуши является традиционным местом проведения церемонии вручения Нобелевской премии.
Сохранилась мозаика, изготовленная фирмой в период пребывания у власти в Германии нацистов. Это панно, изготовленное к открытию Программы зимней благотворительности немецкого народа (Winterhilfswerk (WHW)) в 1934 г.

Панно к открытию Программы зимней благотворительности немецкого народа. Подписано: Август Вагнер. 1934 г.
Панно к открытию Программы зимней благотворительности немецкого народа. Подписано: Август Вагнер. 1934 г.

В 1935 г. Август Вагнер, пользуясь тем, что Хайнерсдорф был наполовину евреем, избавляется и от него: Хайнерсдорфу было официально запрещено заниматься мозаикой (сначала он открывает фотомастерскую, а в 1937 – эмигрирует во Францию). Вагнер остается единственным учредителем.

Мозаичная компания «Пуль и Вагнер» в послевоенные годы

В немецкой литературе можно встретить утверждение о том, что в 1949 году компанией была выполнена мозаичная отделка мемориала советскому воину в Трептов парке. Советская же литература утверждает, что мозаика мемориала выполнялась советскими художниками. Несмотря на полную замалчиваний, ошибок и откровенных наглых подлогов советскую литературу периода 1950–х годов, видимо, следует признать авторство за советскими художниками (хотя бы, потому что это утверждается не одним, а несколькими исследователями), либо могло быть какое-то сотрудничество с немецкими мозаичистами из-за чего и могла возникнуть такая двойственность информации.

В 1950–е гг. компания существует, получая преимущественно частные заказы. Однако, окончательная изоляция западного Берлина со строительством Берлинской стены в 1961 г., к 1969 г. приводит компанию к распаду.

материал предоставлен сайтом www.gudmosaic.ru


© 2013– ООО «АРТМОНУМЕНТ»
Все права защищены
Адрес
Санкт-Петербург, 8-я Советская, д. 7

Дизайн и разработка сайта — tachkin.art