Первоначальным вариантом внутренней отделки Исаакиевского собора в Петербурге была традиционная фресковая роспись – способ, не имевший альтернативы со времен Киевской Руси.
Иконостас центрального нефа. Исаакиевский собор.
Однако впоследствии, приняв в соображение постоянную петербуржскую влажность, которая не могла не сказаться отрицательно на сохранности фресок собора, ставшего самой заметной и амбициозной стройкой своего времени, курировавшейся самим императором Николаем I, было принято решение о воплощении живописных эскизов в мозаике.
Основание мозаичной мастерской императорской Академии художеств
Поскольку мозаичное дело в России умерло столетием ранее вместе со своим отцом-основателем – Ломоносовым, возникла необходимость в привлечении итальянских специалистов.
По проекту Монферрана – архитектора собора, организация мозаичного дела в России осуществлялась в двух направлениях: с одной стороны, в 1848 г. четверо русских художников-выпускников Академии художеств (В. Е. Раев, Е. Г. Солнцев, С. П. Федоров, И. С. Шаповалов) были командированы в Рим для обучения в специально организованной для них мозаичной мастерской под руководством Микеланджело Барбери; с другой стороны – в Петербург из Рима для организации мозаичной мастерской и фабрики по изготовлению смальт на базе стекольного завода прибыл итальянец Винченце Рафаэли.
Св. Исаакий Далматский. Св. Екатерина. Мозаики первого яруса центрального иконостаса исаакиевского собора
В 1851 г. все встретились в Петербурге: этот год считается датой основания Мозаичной мастерской императорской Академии художеств.
Штат мастерской насчитывал семь старших, столько же младших художников, четырех учеников по набору мозаики и хранителя смальт. Среди первых учеников: И. Д. Бурухин, Г. М. Агафонов, Н. М. Алексеев, Ф. Ф. Гартунг, М. П. Муравьев, А. Н. Фролов, М. А. Хмелевский, М. И. Щетинин. Кроме того, из Рима приезжают химики Жюстиано и Леопольдо Бонафеде – высочайшего уровня специалисты по производству смальт, хранители некогда секретных технологий.
В 1864 г. рядом со зданием Академии художеств строится специальное здание мозаичной мастерской, существующее в этом качестве и поныне. В нем разместилось также и производство смальт, количество оттенков которых в разное время насчитывало 17–22 тысячи. Российская смальта приобретает признание и спрос на международных выставках; уже у России покупают венецианцы некоторые разновидности смальт, секреты получения которых были к тому времени ими утеряны.
В 66–летней истории набора мозаик Исаакия, оборванной революцией 1917 г. выделяют два этапа: 1851–сер. 1880–х гг., когда были созданы мозаики для центрального и бокового иконостасов и второй этап, когда были отделаны мозаикой паруса, аттик, пилоны и царские врата собора.
Тайная вечеря. Мозаика исаакиевского собора.
За эти годы в мозаику были переведены семьдесят четыре живописных оригинала. Основная часть эскизов, по которым набирались мозаики, принадлежали кисти Т. А. Неффа, кроме того, использовались эскизы К. П. Брюллова, П. В. Басина, А. Е. Бейдемана, С. А. Живаго и др.
Эскизы создавались как живописные работы с множеством полутонов, мелкой детализацией и другими чертами реалистической живописи, а не специально как картоны для мозаики, с ее обобщенным характером изображения, заданным самим материалом.
Сами учителя – мозаичисты Ватикана, развивавшиеся в традиции мозаичного искусства, заложенной еще в эпоху Возрождения при отделке собора Св. Петра (для чего, в свое время и была создана студия мозаики Ватикана) – ставили целью максимально точное копирование живописных оригиналов.
Мастера-мозаичисты Исаакия достигли цели для них поставленной, их работа – вершина реалистичности в мозаике.
Воскресение Христово. Рождество Богородицы. Мозаики исаакиевского собора.
Однако, тут в обществе появляется вопрос о правильности самой этой цели, целесообразности стремлений к копированию мозаикой живописи.
Один из современников (1885 г.) отзывается так: «Работы наших мозаичистов для Исаакиевского собора составляют последнее слово мозаичного искусства в Европе. В точности воспроизведения живописных произведений идти далее невозможно, мозаика достигла совершенства как служебное орудие живописи. Но подобный результат составляет вместе с тем и полное отрицание самостоятельности мозаичного искусства, самобытности его».
Для 18–19 вв. мозаика оказалась слишком несвоевременным материалом, ее время придет позднее – в 20–21 веках, когда станет ясно, что у мозаики есть свой «театр». И хотя мозаика давно уже доказала это, старый вопрос о «реалистичности» в мозаике часто возникает до сих пор.
Работа над мозаиками Исаакиевского собора была основным заказом мозаичной мастерской императорской Академии художеств на протяжении всего ее существования.
Однако, кроме них мастерская выполняла и прочие заказы, главным образом, государственные. Среди них – подарки царствующим особам европейских дворов, мозаики для часовен и храмов Петербурга и других городов.
В 1870–80 гг. мозаичной мастерской Академии художеств были выполнены орнаментальные мозаики на стенах и сводах Храма Христа Спасителя в Москве общей площадью 50 кв. м (сохранились фрагменты).
Поскольку мастерская продолжала практиковать римский способ набора, позволяющий достигать копийного соответствия живописному оригиналу, что считалось главной ценностью станковых мозаик, то мастерской обычно доставались заказы на изготовление мозаичных икон для иконостасов и мозаичных портретов.
В 1881 г., художником И. Е. Вершининым был выполнен мозаичный портретимператора Александра II.
Мозаичный портрет Александра II.
Так, в 1890–00-е гг. мастерской были изготовлены мозаики иконостаса храма Спаса на Крови в Петербурге.
Мозаики главного иконостаса храма Спаса на крови.
В 1911 г. в Петербурге был освящен Храм Христа Спасителя (Спас на Водах). Алтарную мозаику для него выполнила фирма Пуль и Вагнер, а мозаичные изображения на столбах храма «Несение Креста» и «Моление о чаше», а также «Нерукотворный Спас» по эскизам В. М. Васнецова выполнила мозаичная мастерская Академии.
Мозаика «Нерукотворный Спас».
Мозаика «Моление о чаше», Мозаика «Несение Креста».
материал предоставлен сайтом www.gudmosaic.ru